Как научить ребенка алфавиту? Сделайте так, чтобы ему было интересно!

Если родители задались целью, как научить ребенка алфавиту, они должны прекрасно понимать, что у малолетнего ребенка каждый час его активного времяпровождения посвящен усвоению новой информации. Феноменальная незапятнанная память ребенка способна разместить в своих закромах все, на чем остановится внимание малыша.

Однако природа заложила в мозгу ребенка и строгую селекцию к получаемой информации. В результате завтра он уже не вспомнит то, что узнал вчера, если не осознает необходимость сохранения полученного знания. В педагогической практике нередки случаи, когда в полтора года малышок уже знал буквы, в два годика мог сложить слоги, но к трем годам благополучно все забывал, потому что у него в этом возрасте не было потребности в прочтении книжек или даже каких-либо несложных надписей.

Такое предисловие необходимо для пояснения необходимости регулярных занятий с малолетним ребенком, чтобы он усваивал именно те знания, которые, по мнению родителей и педагогов, ему понадобятся в дальнейшей жизни. Попутно развиваются его природные способности, только ждущие своего часа.

В любом случае без обучения чтению, без контакта с книгой развитие ребенка образно выражаясь, «пойдет не в ту сторону». А уж в общеобразовательной школе, где процесс обучения происходит исключительно посредством текстовых форм передачи информации, необученный чтению в дошкольном возрасте ученик станет изгоем среди безжалостных к чужим недостаткам ровесников — одноклассников.  Никаких сомнений для родителей: нельзя уповать на школу, которая, дескать, обязана обучить их ребенка всему-всему, в том числе и чтению. Это родители обязаны озадачиться, как научить ребенка выучить алфавит, и приложить максимум усилий для обучения.

Подготовка малыша к работе с книгой и ознакомлению с буквами

Как научить ребенка алфавиту

Оглянитесь: буквы окружают вас повсюду! Вывески, плакаты, рекламные баннеры и неоновые названия магазинов. На это еще иронически указал Михаил Булгаков в «Собачьем сердце», отразив сочетание «АБЫРВАЛГ» («Главрыба) в мозгу неграмотного Шарикова. Буквы современных вывесок однозначно способствуют выборочному узнаванию любимых букв, если родители начнут их регулярно озвучивать и закреплять, например, чем-то вкусненьким. А сейчас еще «буковки» вошли в наш быт через мультики на экране телевизора, клавиатуру и монитор компьютера или мобильного телефона.

В два года без родительских подсказок ребенок не проявит никакого интереса к алфавиту, это аксиома. На этом этапе очень важно совместное времяпровождение детей и родителей, и одним из самых полезных и увлекательных способов является чтение. Кроме прочтения вслух любимых сказок, родителям следует ненавязчиво прививать у ребенка собственный интерес к книге. Вот некоторые рекомендации:

• Совместные чтения должны быть ежедневными и регулярными. В преддверии завтрашнего чтения предложите малышу самому выбрать сказки или увлекательные истории, чтобы он с нетерпением ждал свидания с любимыми книжками;

• Читая книжку, обязательно водите пальцем по строке и просите малыша перевернуть страничку. Обращайте внимание вашего «помощника» на важные детали в иллюстрациях или на отдельные буквы;

• Обсуждайте на доступном к пониманию малыша уровне содержание прочитанного текста;

• Для самых маленьких «книголюбов» можно купить книжку с резиновыми, ламинированными, картонными страничками. Пусть малыш, если ему вздумается, кусает ее, сколько вздумается.

Это важно! Для приобщения ребенка к книге необходимо, чтобы родители сами находили время для чтения. Не секрет, что если в семье родители годами не берут в руки книгу, то и подрастающие дети не увлекутся чтением, хотя книжные полки будут забиты заботливыми родителями самыми дефицитными редкими книгами.

Основные требования к процессу обучения

В каждой семье у родителей свои варианты обучения алфавиту, ведь сами родители в свое время ему обучились и убеждены в правильности этого способа. Чтобы объективно судить о методах, как быстро научить ребенка алфавиту, необходимо четко представлять возрастные особенности детишек от двух до пяти лет. Их обучение может быть действительно быстрым, поскольку кроме великолепной памяти ребенок необычайно восприимчив и любознателен. При правильном направлении его качеств достигаются великолепные результаты.

Просто необходимо учесть следующее:

• До четырех лет дети не могут в нужной нам степени долго концентрироваться на одном виде деятельности, им становится скучно, они начинают отвлекаться. Кратковременные, до 10 минут, занятия более эффективны, чем продолжительные уроки, угнетающие малыша.

• В то же время ребенок не способен внимательно работать с несколькими объектами, поэтому нет смысла пытаться выучить за одно занятие более трех букв.

• Как это ни странно, но для маленьких учеников необходима мотивация обучения алфавиту. Обязательно нужно им объяснять пользу от умения читать, и что «буковки» играют в этом важнейшую роль. Кстати, также мотивированно, можно подготовить ребенка и к обучению английскому алфавиту, объясняя его применение в компьютерах и мобильных телефонах.

• Занятия должны быть регулярными. Детская память каждый день раскладывает по полочкам получаемую информацию, в случае неиспользования полученного ранее материала тот автоматически стирается.

• Для обучения алфавиту совсем не нужно уединяться по аналогии с классическими уроками. Буквы можно узнавать и на улице, и на стадионе, и в кинотеатре на просмотре любимых мультиков.

• Нельзя заставлять малыша заучивать алфавитные буквы и, уж тем более, читать или писать. Необходимо, чтобы он проявлял заинтересованность, иначе без желания, результат будет нулевой.

• Рекомендуется при изучении алфавита подбирать буквы не в традиционном алфавитном порядке, а таким образом, чтобы можно было ребенку самому составить свои первые односложные слова типа «ау» или «мяу».

• Нельзя переходить к обучению новых букв, пока не будет очевидным, что усвоены предыдущие буквы.

Игровые методы изучения алфавита

Единой универсальной программы или методики, как правильно научить ребенка алфавиту, не разработано и вряд ли когда такое возможно. Любой ребенок уникален, у него свои индивидуальные темпы усвоения информации, под которые родителям необходимо подстраиваться в процессе обучения. Однозначно только одно: у детей нет постоянных интересов, поэтому необходимо использовать наиболее увлекающие их способы обучения, а это только игровые формы занятий.

Наиболее популярными являются:

1. Кубики с буквами;

Кубики с буквами
2. Флеш – карточки;

Флеш – карточки
3. Магнитная азбука.

Магнитная азбука

Рассмотрим их особенности для обучения малыша алфавиту.

Кубики с буквами. Эта методика проверена не то, что, как принято говорить: «годами и десятилетиями», а сотнями лет. Буквально с первых дней введения письменности для любого языка создавались кубики для обучения детей королевских особ и простых смертных. В наше время кроме буквы принято наносить изображения предметов или животных, тем самым фокусируя внимание малыша и развивая у него ассоциативное мышление.

Флеш – карточки. По аналогии с кубиками, на листе бумаги изображены буква и рисунок предмета, название которого начинается с этой буквы.

Магнитная азбука. Наборы букв на магнитиках можно закреплять на любой металлической поверхности. Ребенок может передвигать буквы, складывать из них слоги и слова.

Это важно! От родителей требуется терпение и еще раз терпение. Обучение алфавиту может растянуться на месяцы и годы, поскольку трудно достичь успеха в считанные дни.