Блог о детях
Подписаться

Психология

Детская ложь: что за ней стоит

Детская ложь

Все дети время от времени говорят неправду. За детской ложью может скрываться богатое воображение, которое заставляет ребенка выдумывать самые разные истории. Это не является тревожным сигналом, а говорит лишь о том, что чадо развлекается. Так ведут себя многие ребята.
Но порой ложь ребенка перестает быть безобидной. Родители могут начать замечать, что врет их малыш в серьезных вещах. Почему же так происходит? Причин детской лжи можно перечислить несколько.

Страх наказания

Все дети боятся, что их будут ругать, что родители будут злиться на них, наказывать за ошибки. Но вместе с тем многие ребята признаются в своих проступках, извиняются за них. Если ребенок не делает так, если он предпочитает выкручиваться, лгать, то маме с папой надо посмотреть на себя. Вполне возможно, что они выдвигают слишком высокие требования, завышают ожидания. Ребенок боится разочаровать маму с папой, опасается, что они будут кричать на него и лишать удовольствий. Чтобы избежать негативных последствий, чадо будет просто лгать.

Повышение самооценки

Если ребенок рассказывает своим одноклассникам о том, что знаком со знаменитостью, если он преувеличивает доход родителей, то это нормально. Для детей свойственно хотеть казаться лучше, чем они есть. Насторожиться маме и папе стоит, если это не проходит с возрастом, если чадо постоянно старается повышать свой социальный статус с помощью лжи. Подобное поведение говорит о серьезных проблемах с самооценкой у ребенка, о его недовольстве собой.

Протест

В подростковом возрасте ребята не считают, что должны чем-то делиться с родителями, что обязаны рассказывать им все. Подросток может говорить неправду на любой вопрос, чтобы только противоречить маме и папе, чтобы не идти у них на поводу. Так он протестует.

Установление личных границ

Родители могут слишком сильно опекать чадо, могут не давать ему ни грамма самостоятельности. В личных же границах нуждаются все люди. Если ребенок будет чувствовать, что свободы ему не хватает, то он будет бороться за нее. Чадо начнет грубить, скрывать что-то от мамы и папы, чтобы только получить хоть немного личного пространства.

Проблемы в семье

Детская ложь может быть связана с проблемами между мамой и папой. Родители могут принять решение развестись, что чадо, безусловно, расстроит. Ребенок в таком случае может начать не только врать, но и портить вещи, воровать что-то. Таким скверным поведением он будет привлекать внимание мамы и папы, будет заставлять их вновь объединиться, стать одной командой, которая сможет с ним справиться.

Если родители видят, что врать ребенок начал по одной из перечисленных причин, то им нельзя мириться с ситуацией, игнорировать ее. Необходимо проработать проблемы чада, помочь ему решить их. В таком случае вранье уйдет в прошлое.

Проблемы подросткового возраста. Становление мальчика как мужчины

Проблемы подросткового возраста

Превращение мальчика в мужчину это не только, а, вернее, не столько биологический процесс, сколько именно психологическая и эмоциональная перестройка подростка или юноши. Причем чёткого возраста, с которого все мальчики вдруг внезапно становятся мужчинами попросту не существует, это сугубо индивидуальные истории. В статье будет разобрано, каким образом мальчик может стать полноценным мужчиной.

Понятие «сепарации»

Прежде, чем говорить о превращении мальчика в мужчину, нужно обсудить и понять суть такого процесса, как сепарация. Психологическая наука понимает сепарацию, как процесс финансового, ценностного и эмоционального отделения ребёнка от своих родителей. Именно после окончания сепарации человека можно окончательно считать самостоятельным. И именно в контексте этой ситуации можно рассматривать процесс создания самостоятельной мужской личности. Процесс сепарации неоднороден, продолжителен и включает в себя несколько стадий.

Первая стадия сепарации – «мама-Бог»

Начинается эта стадия с момента рождения, а вот длиться она может до вполне зрелого возраста. На этой стадии мама — это основа жизни и существования ребёнка. Она кормит, моет, обувает и одевает своего ребёнка, всячески ему помогает и поддерживает, что абсолютно нормально в контексте детского и раннего подросткового возраста, когда мальчик в силу объективных причин не может существовать самостоятельно. И совсем странно это смотрится со стороны, когда 30-летний, вроде как мужчина, находится на этой стадии.

Вторая стадия сепарации – «мама-убежище»

Присуще раннему подростковому и юношескому возрасту, когда мальчик впервые и самостоятельно выходит в большой мир и сталкивается с первыми серьёзными проблемами. В случае неудачи он всегда может вернуться в родной дом. Именно такой способ решения проблем для них оптимален. Мужчины, пребывающие в таком состоянии, неспособны мыслить стратегически, гарантировать хоть какую-то уверенность в завтрашнем дне и в случае чего, они запросто оставят вас и вернутся туда, где им хорошо и всё понятно, к своей маме.

Третья стадия сепарации – мама перестает считаться авторитетом

Подросток пытается самоутвердиться и доказать свою самостоятельность за счёт принижение роли матери в своей жизни, обвинению её во всех смертных грехах. Подросток постоянно конфликтует, пытается сбежать из дома, а также пытается доказать, что именно его мнение считается самым правильным, к нему все должны прислушиваться.

Мужчина, задержавшийся на указанной стадии, нигилистично и потребительски относится ко всем женщинам, поэтому выстраивание долгих и гармоничных отношений становится для него практически невозможной задачей.

Четвертая стадия сепарации – мама-союзник

Психологи считают, что эта стадия должна завершаться к двадцати одному году. Эта стадия характеризуется тем, что мама перестаёт восприниматься мужчиной, как безусловное зло, но и в роли божества её нельзя воспринимать. Мужчина благодарен ей за своё рождение, воспитание и любовь, но он принимает решение о том, что теперь хочет жить самостоятельной жизнью и способен обеспечивать и себя и свою потенциальную семью.

Именно на этом этапе мальчик превращается в полноценного и в физическом и эмоциональном плане мужчину, который, во-первых, полностью самостоятельный, а, во-вторых, ищет спутницу не как замену матери, а как равноценного партнера, с которым можно достигать общие цели и расти.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что превращение мальчика в мужчину процесс неоднозначный и длительный и присущ далеко не всем особям мужского пола в полной мере.

Ссоры между детьми. Как поступить?

Ссоры между детьми

У вас дома постоянный шум и дети не могут играть спокойно? Каждая игра или прогулка заканчивается ссорой? А вы устали помогать им решить спор. Вам кажется, что они совсем не умеют ладить между собой. Как наладить их отношения? Давайте рассмотрим несколько стратегий поведения родителей.

Неучастие. Если дети не создают много шума и нет драки, то можно это все игнорировать. Обозначьте свою позицию невмешательства. Переключите внимание на домашние дела или хобби. Такая позиция родителей даст детям возможность искать самим решение конфликтов.

«Треугольник Карпмана». Такое понятие существует в психологии. Схема описывает взаимоотношения трех человек, среди которых «жертва», «преследователь» и «спаситель». Один из братьев или сестер жалуется на другого, который является его «преследователем». Первый ребенок выступает «жертвой». Если вы откликаетесь на просьбу, то становитесь «избавителем». Вы защищаете и становитесь «преследователем» для другого ребенка. Происходит смена ролей. Такое решение конфликта может длиться до бесконечности.

Уделить внимание. Такую стратегию можно назвать профилактической. Родители должны стараться делить свое внимание, а также материальные блага поровну, так как это тоже может стать причиной конфликта. Нужно обоим детям уделять одинаковый промежуток времени. При покупке какой-либо вещи для одного, не стоит забывать про другого.

Какой способ выбрать? Все зависит от ситуации. Только родители смогут определить причины ссоры между детьми правильно. Если стычки перерастают в агрессию, то это свидетельство напряженных отношений между мамой и папой. В таких случаях лучше обратиться к психологу.

Базовые правила воспитания детей и подростков

воспитания детей и подростков

Зачастую у родителей возникает вопрос: не разбалую ли я своего ребенка? Многие стараются дать себе четкие правила, которые, несомненно, по их мнению, будут работать. Разумеется, такие правила существуют, но они скорее являются творческими.

Правило №1. Начинать воспитание ребенка нужно с того, чтобы дать ему понять, что он личность.

Не следует ребенку говорить, что у него нет своего мнения, а появится оно лишь тогда, когда он повзрослеет. Эти рассуждения нужно сразу же убрать. Ребенок не может быть в точности таким же, как и его родители. Он личность и такого как он не было до него и не будет после него. Игра генов не повторяется никогда. Двое детей от одних и тех же родителей будут совершенно разные. Относиться к желаниям ребенка нужно прицельно, внимательно, выслушивать его с самого раннего возраста. Нужно давать понять ребенку, что родитель и он — равные личности. Давление и проявление своей личности, как подавляющей личность ребенка будет всегда срабатывать, как закон пружины. То есть он будет прижиматься до определенной поры и потом будет в корне обратный результат. Либо можно, таким образом, сломать ребенка и потом его с легкостью смогут подавлять другие люди.

Правило №2. Формировать конструктивный ракурс у ребенка.

Что значит формировать ракурс? Это восприятие ребенком различных жизненных ситуаций без агрессии. Люди будут по-разному относиться ребенку и вопрос состоит в том, чтобы он воспринимал их слова не как самоунижение. Важно формировать собственное видение ситуации, чтобы ребенок равнялся на родителя. Например, дочь приходит со школы и жалуется, что учитель в столовой вместо того, чтобы дать им приступить к еде, долго протирала вилки, в то время как другие дети уже давно начали обедать. Любая мама может сказать, что подойдет к учителю и разберется в этой ситуации, но можно поступить и по-другому. Например, сказать, что увидев в окно, как мальчик из дежурного класса накрывал на стол, уронил разнос с вилками на пол, поднял их и расставил на стол. Больше ничего говорить не нужно. Ребенок сам поймет, что в действиях учителя плохих действий не было. Вот в этом и есть преподношение правильного видения ситуации, другими словами, формирование ракурса у ребенка. В первую очередь он должен видеть в действиях людей положительные стороны и не реагировать агрессивно, не оценив ситуации.

Правило №3. Не подделывать ребенка «под себя», а развивать его собственные таланты.

Родители ошибочно думают — «Я не смог, так хоть в ребенке это будет!» Существует такое соотношение, как:

1. «Человек — человек»;
2. «Человек — природа»;
3. «Человек — бумаги»;
4. «Человек — техника»;
5. «Человек — животное».

«Человек — бумаги» — это тот человек, который может рисовать, систематизировать проекты.

«Человек — животное» будет очень заинтересован во взаимоотношении с животным миром.

«Человек — человек» найдет компанию, общий язык с окружающими, что впоследствии может помочь ему стать тем же журналистом или телеведущим.

«Человек — техника» с удовольствием пойдет с папой в гараж, будет помогать ремонтировать что-либо, запачкается в мазуте и ему не будет это противно.

Обязательно нужно развивать именно те качества, которые в ребенке уже есть. К примеру, по дороге, он увидел красивые крылышки у насекомого и остановился, не нужно его торопить, потому что было решено, что он будет заниматься танцами. Ребенок должен заниматься любимым делом и только в этом случае будет положительный результат.

Назвать воспитание детей не легким делом — это не сказать ничего! Это очень сложный процесс, занимающий, практически, все время родителей и цена ошибки очень высока. Ни в коем случае нельзя ставить условия ребенку. Важно помнить, что ребенок любит своих родителей просто зато, что они есть, а не потому, что у его родителей костюм от Dolce Gabbana.

Когда дети капризничают

Kogda deti kapriznichayut

В силу разного эмоционального или физического состояния, а также темперамента ребенка, капризы могут выражаться по-разному, например, это может быть хныканье, визги или крики. Как вести себя родителям?

Правило первое: выяснение причины. Если, например, он увидел в витрине магазина новую яркую игрушку и канючит с целью заполучить желаемое – то это необоснованный каприз. Если малыш захотел сам собраться на улицу, ему нужна помощь, а папа занят, чтобы помочь, и это выводит ребенка из себя, значит, тут вина отца. Малыш же просто имеет желание научиться самостоятельности, и в этом нет ничего плохого.

Правило второе: постарайтесь отвлечь ребенка, если он начинает «сцену». Например, можно привлечь внимание к птичкам, предложив подойти к ним поближе и попробовать познакомиться с ними. Возможно, детские капризы легко прекратятся.

Третий момент: если отвлекающий маневр не подействовал – попробуйте какое-то время проигнорировать детскую истерику. Обычно дети любят покричать на публику, чтобы получить внимание к себе. Если ребенок поймет, что его истерика не действует, возможно, он будет действовать другими методами. Постарайтесь сохранять спокойствие. Пробуйте успокоить малыша тихими, ласковыми словами, приложите ко лбу и вискам прохладный влажный платочек.

Четвертое правило. Как правило, кризис трех лет у детей сопровождается истериками. От родителей потребуется терпение. Выберите правильную тактику поведения и всегда строго её придерживайтесь. Ведь первые несколько лет жизни ребенок проводит дома. Если он получает то, чего хочет путем истерики, то будьте уверены, истерить он будет все чаще и чаще. Таким образом родители сами виноваты в том, что он капризничает, ведь своей неправильной реакцией они наталкивают его на мысль, что стоит продолжать.

Пятое правило. Будьте внимательны к своему собственному эмоциональному состоянию. Если родители нервозны – ребенку это быстро передается. Не умея сдерживать свои эмоции, он переводит их в истерику. Молчание или спокойный тон – ваши лучшие помощники, чтобы утихомирить разбушевавшегося малыша!

Обязательно выделяйте время на то, чтобы пообщаться с ребенком. Так он будет понимать, что родители его любят, просто им тоже нужно время для отдыха. Малыш не будет капризничать по поводу недостатка внимания.

Шестой момент: не шантажируйте ребенка. Не надо говорить фраз типа «Если ты не прекратишь, я заболею, у меня заболит голова и т.д.». Это не решит проблемы, а лишь навяжет малышу множество комплексов.

Седьмое правило. Когда истерика пройдет – обязательно поговорите с ребенком ласково, скажите ему, что вас расстроило его поведение, но вы его любите, и уверены, что он больше не будет так делать. Зачем это нужно? Чтобы предотвратить чувство вины. Малыши вообще не умеют контролировать любые свои чувства. Поэтому помните, что после истерики не нужно наказывать ребенка. Ведь малыш, и так чувствует себя разбитым, ему грустно и страшно. Расскажите и докажите своему чаду, что с вами можно решать вопросы гораздо более мирными способами.

up